Библиотека русской поэзии
На главную

Николай Карамзин

Николай Карамзин. Стихи

Карамзин, Николай Михайлович (1 декабря 1766 - 3 июня 1826) — русский журналист, историк и писатель 19-го века.

Николай Карамзин родился в провинциальном поместье своего отца в селе Михайловка, в Оренбургской области. Получил образование на дому и в четырнадцать лет был готов к углубленному изучению в Москве, где он поступил в Московский университет.

После короткого периода службы в армии, Карамзин поселился в Москве в 1784 году и нашел свое место среди интеллектуальной жизни города. Карамзин зарекомендовал себя как первый человек в России, писавший коротенькие рассказы, которых было более десятка. Все они были в стиле сентиментализма и большинство из них были чрезвычайно популярны.

Самыми популярными были «Бедная Лиза» (1792) и «Остров Борнгольм» (1793). Эти рассказы вдохновили большое количество подражателей и послужили основой для литературного сентиментализма в России. Карамзин сыграл важную роль в развитии русского литературного языка и создании новых тенденций в русской литературе. Он оказал большое влияние на Жуковского, Батюшкова и Пушкина. Последователи Карамзина формируют литературное общество «Арзамас», в то время как их оппоненты архаисты во главе с Шишковым основали «Беседы любителей русского слова».

«Арзамас» был основан Жуковским (который был секретарем и придумал остроумные «минутки» на заседаниях). Карамзин был одним из почетных членов. Встречи проводились периодически, как правило, по четвергам. Собирались они в домах Уварова и Блудова. Стремление защитить тенденции Карамзина в литературе, было реализовано путем создания юмористической вселенной с комическими ритуалами и пародийными литературными произведениями. В 1817 году была сделана попытка изменить характер деятельности Арзамас через публикацию собственного журнала, но безуспешно. К концу 1817 года многие члены Арзамаса покинули Санкт-Петербург по личным и служебным целям. В 1818 году Арзамас медленно распался.

В 1798 году Карамзин составил «Пантеон», коллекцию произведений самых знаменитых авторов древности и современности, переведенные на русский язык. Он также издал многие из его легких произведений в книге под названием «Мои Безделки». Пушкин и Набоков восхищались его стилем написания, элегантным и плавным, по образцу легких работ французских прозаиков, а не длинных периодических работ классической славянской литературы.

Вскоре Карамзин вступил в ведущие литературные и интеллигентные круги того времени, которыми управлял издатель и журналист Николай Новиков. Здесь два основных факта повлияли на Карамзина. Во-первых, он был впечатлен благоприятным отношением к целям Просветления, движения, широко распространенного в Европе, в пользу образования и улучшения материального прогресса. Новиков был признан лидером этого движения в России. Тем вторым, что оказало влияние на Карамзина, было Масонство, которое в то время имело большую интеллектуальную и культурную значимость в России. Почти все известные деятели того времени были масонами.

Особенно важной для Карамзина была работа и дружба Хераскова, масона, который был одним из учителей Карамзина в Московском университете. Раннее масонство (1740-1780) предоставляло горячую поддержку целям Просвещения, а в 1780 годах акцент начал смещаться на социальные и личные проблемы, стал популярен культ эмоциональной дружбы.

Карамзин начал свою литературную карьеру в середине 1780-х годов. Его первые попытки были в роли журналиста и переводчика. Он много читал, особенно современных европейских авторов, таких как Руссо, Ричардсон, Стерн, Томпсон и Янг. Карамзин унаследовал основные элементы сентименталистского стиля от работ этих писателей. Первая оригинальная работа Карамзина была опубликована в конце 1780-х годов. Первый и широкий успех получила его книга «Письма русского путешественника», которую он публиковал серийно во время и после продолжительного турне по Европе. В 1789-1790 Карамзин побывал в Берлине, Лейпциге, Женеве, Париже и Лондоне. Как и большинство его литературных усилий, «Письма» были сентиментальными и романтическими, в стиле Лоренса Стерна. Карамзин отходил от своего либерального, масонского прошлого к консервативным взглядам в поздних работах.

В 1802 году Карамзин основал ежемесячник «Вестник Европы», один из самых важных журналов 19-го века. Он отказался от публикации этого журнала в 1804 году, чтобы посвятить себя изучению истории русского государства. Эти интересы преследовали его до самой смерти. В 1804 году Карамзин был назначен историографом во дворе царя Александра I. В 1811 году он представил Александру I мемуары «Древняя и Новая Россия».

Карамзин переехал в Санкт-Петербурге в 1816 году, где установил близкие, но осторожные отношения с императором. Он дал императору части его сочинения «История государства Российского», после прочтения которого, император был вовлечен во множество дискуссий по историческим и политическим вопросам.

Карамзин твердо верил в просвещенную монархию, в начале 1810 годов он выступал против реформ Сперанского.

В 1819-1826 Карамзин работал над своим выдающимся произведением «История государства Российского», 11 из 12 томов которого были опубликованы до смерти автора. Его патриотические и консервативные исследования соответствовали шовинистическим русским настроениям, навязанными Французской революцией и Наполеоновскими войнами.

Карамзин жил в усадьбе Вяземского – Остафьево в течении 15 лет. В 19 веке усадьба Остафьево была одним из центров русской культуры. Здесь Карамзин написал семь томов «Истории государства Российского».

В 1816 году Карамзин переехал с семьей в Царское Село, где им был предоставлен один из домов, в так называемой «китайской деревне». В 1825 г. Карамзин стал свидетелем восстания декабристов 14 декабря на Сенатской площади. Он критиковал его участников и организаторов за безрассудство, хотя он пережил их судьбу как личную трагедию(многие из заговорщиков были близкими знакомыми). В день восстания Карамзин простудился, это переросло в тяжелую болезнь, которая окажется фатальной. В 1825 году неожиданная смерть Александра I еще более подорвала здоровье Карамзина. Вскоре после этого, он умер в мае 1826 года. Похоронен на Тихвинском кладбище.

Стихотворения Николая Карамзина



1787
Часто здесь в юдоли мрачной...
Но что же скажем мы о времени прошедшем?..
Поэзия
Счастье истинно хранится...

1788
Анакреонтические стихи А. А. Петрову
Господину Дмитриеву на болезнь его
Любовник Флоры не играет...
Многие барды, лиру настроив...
Весенняя песнь меланхолика
Военная песнь

1789
Гимн
Граф Гваринос
Гроза
Лавиния
На смерть девицы
Осень
Всеобщая молитва
Выздоровление
Вздох

1790
Алина
Без награды добродетель...
Эпитафии
Филлиде
Гимн слепых
Господь есть бедных покровитель...
Из юных нимф ее дочь Тамеса, Лодона...
Из мелодрамы "Петр Великий"
Из мелодрамы "Рауль Синяя борода"
К Амуру
Кто ж милых не терял? Оставь холодный свет...
К Версальским садам
Мишеньке
Надгробные надписи
Надпись к снежному памятнику
Песня арфиста
Песня цюрихского юноши
Политика
Там всё велико, всё прелестно...

1791
К богине здравия
К Прекрасной
На разлуку с Петровым
Песнь мира
Раиса
Сильфида
Веселый час

1792
Небесная душа на небо возвратилась...
Кладбище
К Милости
Прости
Странные люди

1793
Амур в плену у муз
Эпитафия калифа Абдулрамана
Из "Эдипа в Колоне" Софокла
К отечеству
К соловью
Любезной в день ее рождения
Молитва о дожде
Надгробная надпись Боннету
Невидимый хор
Ответ моему приятелю
Песнь божеству
Песня из повести "Остров Борнгольм"
Песнь Сафина
Песнь Вакху
Приношение грациям
Смерть Орфеева
Соловей, галки и вороны
Странность любви, или Бессонница
Весело в поле работать...
Весеннее чувство
Волга

1794
Две песни
Илья Муромец
К ней
Невольник в тягостных цепях...
Послание к Александру Алексеевичу Плещееву
Послание к Дмитриеву
Стихи от де Мазюра к И. И. Дмитриеву

1795
Гектор и Андромаха
Хлоя
К Алине на смерть ее супруга
К Мелодору
К самому себе
Лилея
Непостоянство
Нет, полно, полно! впредь не буду...
Ответ на стихи одной девицы
Послание к женщинам
Прощание
Триолет Алете
Время
Выбор жениха

1796
Дарования
Долина Иосафатова, или Долина Спокойствия
Характер Нисы
К бедному поэту
Клятва и преступление
К Лиле
К неверной
К верной
Любовь ко врагам
Надежда
Напрасно говорят, что случай есть слепец...
На смерть князя Г. А. Хованского
Ода на случай присяги московских жителей Павлу Первому
Опытная Соломонова мудрость
Отставка
Соловей
Спорщик
Триолет Лизете

1797
Делиины слова
Два сравнения
Эпитафия
Impromptu двум молодым дамам
Исправление
К лесочку Полины
К портрету Ломоносова
К Шекспирову подражателю
Любовь и дружба
Нескромное эхо
Печаль и радость
Покой и слава
Последние слова умирающего
Разлука
Страсти и бесстрастие
Тацит

1798
Надписи на статую Купидона
Протей, или Несогласия стихотворца
Вопросы и ответы

1799
Дурной вкус
Хор и куплеты
Куплеты
Пророчество на 1799 год
Желание

1800
Из письма к И. И. Дмитриеву
Куплеты из одной сельской комедии
Меланхолия

1801
Картина
Миг
На торжественное коронование его императорского величества Александра I
Творение
Его императорскому величеству Александру I

1802
Берег
Дверь
Гимн глупцам
К Добродетели
К Эмилии

1803
Филины и соловей, или Просвещение
Стихи на скоропостижную смерть Петра Афанасьевича Пельского

1806
Песнь воинов

1814
Освобождение Европы и слава Александра I

1819
К портрету ее императорского величества государыни императрицы Елисаветы Алексеевны

1820
Государыне императрице Марии Феодоровне в день ее рождения
Луизе

1821
Аркадский памятник
Стихи с поднесением выписок